Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
- Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
- Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
- Глобальные компетенции – это способность
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Проект по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Саратовской области реализуется в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 08 сентября 2022 года № 1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год».
Соисполнителями мероприятий проекта на территории региона являются министерство образования Саратовской области, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедры ГАУ ДПО «СОИРО», ГАУ СО «РЦОКО», органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Постоянно действующие вебинары для муниципальных методических служб и педагогических работников https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО https://fg.resh.edu.ru/
ГАУ ДПО СОИРО https://soiro64.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti/#1660025798848-aac8ce04-48c3
Ответственный в школе за организацию и проведение работ по оценке функциональной грамотности:
Солонина Марина Васильевна (зам. директора по УВР)
телефон-8 908 545 64 85
электронная почта–moo-pssh@yandex.ru,тел.88459643589
Ерёмина Елена Владимировна (зам. директора по ВР)
кабинет-417
телефон-8 937 247 34 35
электронная почта–moo-pssh@yandex.ru,тел.88459643589
Нормативно-правовые документы:
Документы федерального уровня:
- УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
- ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
Документы регионального уровня:
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Документы муниципального уровня:
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности:
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Интенсив ЯУчитель 3.0 https://teacher.yandex.ru/
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности https://soiro64.ru/?s=функциональная+грамотность
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) https://www.youtube.com/watch?v=ZVBwdQljGFI&feature=youtu.be
Тест «Цифровые компетенции педагога» https://teacher.yandex.ru/
Методические материалы по функциональной грамотности https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436
Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674
БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
КОМПЕТЕНЦИИ 4К- ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НА УРОКЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Памятка ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из основных задач ФГОС
Цифровые джунгли: правила самосохранения
Согласно региональному комплексному плану мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, предлагаем вам ссылку на запись родительского собрания «Функциональная грамотность в вопросах и ответах»
https://www.youtube.com/watch?v=7g-pMainXpg
Электронный банк тренировочных заданий
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Сборники эталонных заданий http://www.рф/2_2_70.pdf
Открытые задания PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Примеры открытых заданий PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Лаборатория функциональной грамотности:
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов https://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
Мастер классы по формированию читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, икт-компетентности и креативности
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/matematicheskaya-gramotnost
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/chitatelskaya-gramotnost
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/estestvennonauchnaya-gramotnost
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/finansovaya-gramotnost
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/kreativnoe-myshlenie
https://akadem.irooo.ru/peer-to-peer/materialy-master-klassov/ikt-kompetentnost